Дерево жизни, стенограмма лекции Б.Е. Золотова, январь 1993 г., г. Старый Оскол. Человек не понимает для чего живет. Он не задает себе вопрос: «Зачем Я пришел в этот мир?» А с этого начинается духовная жизнь человека. Человек ставит перед собой этот вопрос и пытается найти на него ответ.
Для чего ты пришел в этот мир?
Для чего другой мир пришел к тебе? Для чего ты пришел в другой мир? Но это уже более сложные вопросы. Человек — это «чело» и «век». Надо сто лет думать и все–таки додуматься до понимания ответа на вопрос «куда идешь»? Тогда можно и дальше пройти.
Тогда ты преодолеешь определенную границу не как конец пути, а как изменение своего качественного состояния в этом мире, мире понимания — и получаешь способность пройти дальше. Открывание этих ворот, которые могут быть открыты и самим человеком, и не им самим — одна из задач, давно для нас хорошо поставленная в сказке «Золотой ключик».
Там хорошо все описано, понятно и подробно, а мы на это внимания не обращаем. Там обрисована технология развития.
Какая технология? Вначале трудолюбивый папа Карло берет полено и вытачивает из него некоего человека, который отличается от других, имея свое характерное «Я» (черту отличия в области любознательности, любопытства — нос; отсюда — совать свой нос, куда не надо).
Буратино — человек любопытный, неординарный, не серенький, которому «не все равно», у него нет равнодушия, он не равнодушен, у него не равная душа: в какую–то сторону душа более измеримая, значит, она более туда продвинулась.
Эти качества позволяют ему сделать вывод — папа Карло заслуживает к себе доброго отношения больше как папа, чем заслуживает букварь. Букварь можно продать, чтобы купить папе куртку за несколько золотых.
Почему? Потому–что Буратино, как неординарный человек, понимает, что время, когда развитие шло базами знаний или накоплением информации, уже кончилось.
Во всем мире каждый день выходит по твоей специальности столько информации, что до конца дней своих не успеть прочитать. Имеется в виду до конца дней физического тела.
Какой должна быть технологию развития?
Получается, что постоянно в мире выходит все больше информации, а ты все равно идешь по прямой. Если ты будешь таким образом пытаться успевать за миром, то не успеешь никогда: ты каждый день становишься более некомпетентным.
Значит, надо поменять технологию развития от базы информации, базы знаний, к базам каким–то другим, которые дадут возможность самостоятельно очень быстро и очень точно получать те знания, которые необходимы, ту информацию, которая необходима, не мешая остальному миру.
Тогда получается, ты можешь безо всякого обучения в каких–то университетах самостоятельно освоить иностранный язык за несколько минут. Надо поговорить с иностранцем, ты раз — за несколько минут научился говорить, понимать и думать на его языке и понял, что ему надо, он понял, что тебе надо, вы пошли вместе или разошлись.
Не надо знание этого языка — ты его «выбросил»; потребовались другие знания в новой ситуации — ты их приобрел; не надо — «выбросил». Не тащишь с собой рюкзак ненужных знаний. В детском саду, в школе, в институте, сколько вам знаний «впихивали»?
Синус и косинус — где в жизни нам это применять?
Получается, что в реальности (а мы живем реально — у нас же мир должен быть, а не миф) нужны определенные знания. Эти определенные знания нужны только нам в определенной ситуации, только нам, а другим не надо. Значит, надо научиться их получать в той мере, которая необходима для принятия решения.