Развитие разума, стенограмма лекции Б.Е. Золотова

1251

Энергия — это горячее тебе налили

 

Потом оно перерасслоилось, как положено: здесь мазут, а здесь — другое. Заказчик закачал в бак горючку, а бак поместил в место, где будет за счет этого вызвано неравновесное состояние хотя бы в одной точке.

И этого будет достаточно, чтобы в минимально необходимых и достаточных условиях начался процесс развития: возникло два объекта, имеющих одно качество, одно количество, устойчивое в длительности их существования, не пересекающееся, чтобы был возможен процесс обучения.

Точно так же, когда электрон перед тем, как перейти в другую мерность, как бы чувствует, что там будет, и он перейдет туда, когда запас энергии у него станет достаточным — электрон «возбужденным» станет.

Вот когда ты возбудишься достаточно, то ты переходишь скачком в другое состояние, СКАЧКОМ, и из тебя тогда идут вот эти носители. А до этого они не идут, потому что у тебя получается, что должна появиться лишняя валентность плюса или минуса разного класса, а это — спектровость излучения, это — одна задача; а вторая: у тебя должна появиться «втягиваемость и выталкиваемость».

Значит, перемена с плюса на минус, и тянуть в себя поток и излучать из себя. Тянешь ты поток низко организованный энергетически, а из тебя выходит высоко организованный, — т.е. энергетика излучения — и энергетика поглощения. Вот это и есть: «мал золотник да дорог»…

Люди, которые начинают сами преподавать, уходят на базу знаний. Почему? Они стесняются давать материал, который слышали. Они начинают сами придумывать. А этого недостаточно совсем, потому что в данном случае до этого нужно еще «качать» в нем, потому что на «качалке» ты можешь выжать на свертываемости сложные проблемы по понимаемости.

А так — нет, как попугай и не зависишь от того, кто сзади. Ты становишься вещателем, проповедником. Это можно делать, но в крайнем случае, когда есть процедуры, без тебя отработанные теми, кого они защищают.

Путь развития

 

Понятие «пилот» — это понятие того, кто может контактировать с объектом любой сложности, взаимодействовать с техническими системами любой сложности, и самое главное, что он может представлять из себя интерес как обучатель, т.е. может ли он очень быстро самостоятельно разрабатывать бартерные технологии, которые будут менять…

У него в этом случае будет равноправность связи, а пока этого нет, пытаться бесполезно (все время будешь «получать по тыкве», сколько ни тренируйся, а «тыква» будет все глубже уходить тебе в живот).

А в наших технологиях идут все вместе, но каждый — в своем направлении. Это и есть излучение в разные стороны — «каждый прогрыз себе дыру и валит в своем направлении в амбаре с зерном»…

Существует ли идея критических субъектов, идея физических субъектов? Любая сформулированная информация, т.е. не хаосная, а имеющая структуру — уже физический субъект и даже, если при этом она имеет хаосность, она все равно физический субъект.

То есть любое, все, что угодно, если оно появилось где угодно: в мыслях хотя бы одного человека, не в мыслях одного, а во взаимодействии между двумя как отношение или как чувственность — это уже физический субъект, потому что весь этот мир — все равно физический.

Другое дело, те мысли, которые возникают не у вас в голове. В зависимости от того, насколько вы владеете технологией концентрации, образности, чувствования, они могут быть как туманные, быстро распадающиеся, быстро расплывающиеся, мало существующие.

А могут быть материализованы в виде, как мы говорим, физических объектов материального мира, т.е. устойчиво существующие уже как бы без вас, способные к саморазвитию в дальнейшем. Но чтобы этим овладеть, надо учиться.

Это, в принципе, путь развития…

В наше развитие была внесена заранее узкая альтернативность. Т.е. только внутриуровневое развитие — не один уровень, второй, третий, четвертый, как в природе есть, а внутри только одного уровня. Мечта была сформулирована.

Вот так, это — достижение цели, а мы в каком–то состоянии, которое не описано, и нам надо идти из сегодня в завтра, и когда мы этот путь пройдем, то у нас все будет хорошо. И в данном случае для того, чтобы мечта, или дерево целей, стало деревом целей каждого человека, его надо ему насадить, чтобы личные цели и общественные цели совпали.

Развитие и ограничение развития

 

На самом деле часть личностей из этого общества начала выдавать свои цели за общественные, за всех стали решать, что всем нужно, выдвигать какую–то универсальную или усредненную как бы копилку параметров, под которые должны подходить все — и это всем нужно — цели и какими качествами все должны обладать.

Когда мы стройной колонной идем в одном направлении и туда, куда надо — это универсальный способ управления, который может применяться в слаборазвитых системах: там, где множество само не может соображать. Было признано, что множество, общество, личности, т.е. мы — сами не можем соображать: что такое хорошо, что такое плохо, какую цель можно себе поставить как цель, а какую, в принципе, не стоило бы ставить.

Доминанта — один решает за всех. Понятие «должно» предполагает объект, кому это должно. Но в данном случае есть смысл поговорить о том, что такое свободная личность, потому что говорят: «Самое дорогое — это свобода!» — если следовать классикам.

Свобода для человека, в принципе, это возможность получения необходимой ему лично и достаточной ему лично информации: необходимой и достаточной для него энергии, в этот момент в этой ситуации и то, что ему нужно.

А вот то, что ограничивает личность — это уже формирователи чего–то другого. Значит, если мы говорим, что развиваться надо в сторону свободной личности, то нужно снимать ограничения.

Идеология — это приведение в русло, в канаву, и все в этой канаве с высокими стенками, из которой не вылезешь, могут двигаться только в одну сторону. Почему? Потому что те идеи, которые кто–то выдвинул, не являются идеями внутренними, врожденными в человеке.

Они рождены, как говорится, гигантским умом каким–то. Это возможно тогда, когда множество не может выдвигать своих идей (т. е. у него нет развитости, нет философа, например).

Свободы движения идей нет. Тогда, если идею выдвинут, начинается система зажимания тебя в колонну, которая идет в этом направлении в виде фракции, группировки, любительского объединения, партии, которая должна идти за кем–то: за лидером, за лидирующим большинством, за решениями, которые там приняты.

Почему? Потому что тогда есть группа, она опередит остальных, и остальные должны будут идти за ней. Это будет властная группа, определяющая порядок, направление, скорость движения. В этом случае не будет ни у кого возможности выйти из этого строя.

Потому что группа будет формироваться только по одному принципу: будут подавляться отщепенцы. И будет граница разделения между входящим в группу и выходящим, или находящимся за группой.

Все время будут конфликтные отношения, не контактные, взаимообучающие, взаимообогащающие, взаиморазвивающие, а конфликтные, потому что, если это будут контактные отношения, тогда не будет границы группы, она все время должна как бы расширяться…

Человек априори — сложная система

 

Он не делает за всю жизнь движения рукой одинаково, т.е. он неповторим в каждый момент; он все время самостоятельно индивидуален, он вроде бы неповторяем изначально, а мы все пытаемся провести рамки для общества, для группы, для города, для кого угодно: во столько мы встаем, чистим зубы, завтракаем, ходим на работу, потом обед, потом — с работы, телевизор и т. д.

Все одинаковы. Но каждый человек индивидуален. Ему вроде бы и не хочется в это время этим заниматься, он более эффектно и результативно занялся бы чем–нибудь другим, но у него есть канавы, по которым идут все, и нет возможности.

Почему? А это — требование научно–технического прогресса, ведущее к кретинизации личности, так называемой, т.к. человек требуется как узкий специалист, знающий досконально в идентичном себе месте, он должен обязательно крутить свою гайку. Это — требование научно–технического прогресса.

А требование самой личности? Развиваясь гармонично, выбрать то, что сегодня интересно, быстро пойти вперед, обучиться и создать творческий продукт на благо себе и другим. Потом (когда он здесь выработался) или следующий скачок, или переход на другой вид деятельности и т. д.

Но здесь свобода выбора предполагается, а технологические процессы не «предполагают» отойти от станка, этот станок выпускает гайки, а дальше собирается автомобиль.

Ты должен? Кому ты должен?

 

Ты должен этому технократическому развитию общества, потому что в данном случае получается человек как придаток развития, не человек сам развивается, а развивается шагающий экскаватор для того, чтобы добывать руду и делать из нее шагающие экскаваторы, которые будут добывать новую руду.

Это замкнутые циклы, в которых человек становится, собственно говоря, частью: не остальная часть его обеспечивает его развитие, а человек обеспечивает развитие этой части, а сам остается, как говорится, на третьих ролях.

Это очень неверная постановка, в принципе, как концептуальная постановка развития. Почему она существует? Потому, что человек веками строил свои отношения по принципу «есть на горке кто–то»: «вот приедет барин, барин нас рассудит», есть царь, а я буду стремиться и буду все равно маленьким.

Когда залезу на горку, буду побольше, но там все равно кто–то будет больше. Есть иерархия, пирамида, и в этом случае подъем на горку должен выражаться в каком–то виде, и это будет выражение не внутреннего состояния человека, а внешних предъявлений.

А внешние предъявления — это всегда система потребительских отношений, т.е. какой у тебя сервиз, автомобиль, какая у тебя роль, есть ли личный шофер и т. д. То есть появляется предъявимость потребительской модели.

Общество веками развивалось за счет потребительской модели, а следующая модель — модель творческого развития, модель творческой личности, но под нее нет никакого опыта, нет никаких технологий, нет предъявимых отношений, которые каким–то образом были бы рекомендованы, как это делать.

Модель творческого развития

 

Как вызвать у себя состояние гениального озарения? Хотелось бы, чтобы в это время у вас была самая высокая решабельность, самая точная формулируемость, самая точная выбираемость по теме или еще по чему.

Как вам вызвать в своем организме, в своем теле и душе, как говорится, те состояния, которые для вас являются состояниями наивысшей производительности труда, у вас как личности с точки зрения полюса?

Это проблема не писателя, это проблема любого человека в любой ситуации, потому что это называется творческое отношение к жизни вообще — как принцип. Если вы таким отношениям обучаетесь, то проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, для вас не будут проблемами, они станут задачами с маленькими вопросиками.

Потому что вы можете все время поднимать рамки своей решабельности: вы легко, быстро и точно формулируете в предлагаемой ситуации, т.е. решаете как бы задачу анализа, описывая ситуацию, потом задачу синтеза — как будет выглядеть улучшенная ситуация (т. е. какие критерии, что за показатели), а потом как технологически можно перевести ситуацию из этого состояния.

И вы даете рекомендации, которым следуете сами и идете вперед — следуют другие и тоже идут вперед. Но другие, идя следом, нарабатывают собственные технологические способности принимать такие же решения — тогда ваша деятельность в этом смысле оправдана.

Вы же не можете дать всем советы, чтобы стало хорошо. Это все равно, что дать советы, как стать миллионером, как стать мафиози; этих рекомендаций много. А вот каким образом вам стать творческой личностью, вот этих рекомендаций нет.

Творческой личностью может быть конкретный человек, может быть малая группа, может быть творческим город, в котором атмосфера творческая, а это — отношения между людьми; это — отношения людей, инфраструктуры, и архитектуры; отношение людей и событий, которые происходят в городе, как задача, которая предъявляется людям, отношения, как говорят, между исполнительской властью, которая обеспечивает более творческое существование.

В этих отношениях каждый — творческая личность, если самостоятельно, изнутри принимает те решения, которые нужны и ему, и другим. Но это — его потребность. Не его заставили пошлиной, налогами, а потребность его самого, которая сформировалась у него внутри.

Но если эта потребность не сформируется, тогда не будет ничего.
Поэтому развитие такой структуры как город является системой формирования ситуаций. Это традиции обязательно, это уклады, это отношения, это праздники, это определенные поощрения талантливых людей. Не восхваление, воспевание, раздавание значков и все остальное, а «выделение» им возможности создания творческой продукции большей значимости для общества.

Ленин писал, что потеря каждого таланта — это потеря для всего человечества, и задача каждого партийца: всемерно поддерживать любой талант, который появляется, это — его первая задача как члена партии. У нас это получилось совсем со знаком наоборот, потому что каждый партиец почему–то не поддерживал талант, а старался его подавить.

Почему? Потому что он был ему как бы конкурентом, и мог занять его место, а это не были отношения творческие, взаимообучающие: если есть у тебя что–то, чем я могу обогатиться как личность, то ты мне дашь, а я возьму. Ты в этом случае будешь как бы учитель, а я — ученик, но тогда у меня если что–то есть, я отдам, и ты возьмешь. Вот и произойдет взаимообогащение.

Читайте далее, перейдите на следующую страницу>>

2edc09e53157083b106d1bb16a65c8a5